Интересно4ТО немногих изобретателей почитали больше, нежели Роберта Фултона, который обессмертил себя изобретением парохода. В действительности же за добрых двадиать лет до того, как в 1807 году знаменитый фултоновский "Клермонт" запыхтел вверх по реке Гудзон другой человек — безвестный неудачник по имени Джон Фитч - разработал работоспособное пассажирское паровое судно.
Жизнь Фитча, родившегося в 1734 году на ферме в Уиндзоре, штат Коннектикут, изобиловала
поворотами. Он был учеником часовщика, вступал в американскую революционную милицию и увольнялся из нее, вел топографические съемки в Кентукки и Огайо, где его захватили в плен индейиы и продали англичанам. В плену Фитч достиг своеобразного пика творческой активности и заработал средства к существованию и определенную известность тем, что вырезал по дереву и гравировал портреты английских офицеров. В коние концов его обменяли, и он стал работать геодезистом.
В 1785 году в Пенсильвании, когда Фитч устало плелся домой из церкви за запряженной лошадью коляской, он задумался о паровых двигателях. "Вот было бы славно, — как кажется, сказал он себе, — если бы у меня была такая коляска, которая не требовала бы расходов на содержание лошади". Когда увлечение самодвижущимся паровым экипажем у Фитча прошло, он переключился на проекты лодки, приводимой в движение паром. В 1786 году с помошью партнера-немца Фитч построил ее прототип, где пар использовался для приведения в движение двух рядов весел, по шесть в каждом, которые располагались по обе стороны судна и соединялись с валами таким образом, что oпускались в воду попеременно, как лопасти весла каноэ.
Фитч едва-едва опередил другого американца, Джеймса Рамси - тот в 1787 году спустил на реку Потомак вблизи Шефердстауна, штат Виргиния, лодку с паровым двигателем. Устроенная проще, чем многовесельная конструкция Фитча, но менее эффективная и более медленная, лодка Рамси использовала нечто вроде водометного движителя. Выданные в 1791 году патенты признавали авторами изобретения Рамси и Фитча, однако описание изобретения относилось к проекту Рамси, а не Фитча.
Фитчу добавляли проблем его плохой характер и необузданный нрав, отталкивавшие от него потенциальных сторонников. Рамси же умел убеждать, был обходителен и невозмутим. Он сумел упросить о щедрой материальной помоши Бенджамина Франклина и других состоятельных лиц и отправился в Англию строить усовершенствованное паровое судно "Колумбийская дева". Однако в конце 1792 года, когда постройка судна близилась к завершению, Рамси заболел и 18 декабря скончался. Когда "Колумбийская дева", наконец, поплыла, развитая ею скорость составила жалкие четыре мили в час.
А в Америке, в Делавере, Фитч в 1790 году ввел в эксплуатацию "Торнтон", который совершал регулярные рейсы, развивая восемь миль в час. К осени того года это судно проплыло около трех тысяч миль и перевезло тысячу пассажиров. Но Фитч добился лишь технического успеха. Его пароход не выдержал экономической конкуренции с дилижансами. Этот провал, гибель в шторме нового судна и осознание факта, что на коротких рейсах пароходам не преуспеть, положили коней все более безнадежным попыткам Фитча.
Несчастный неудачник-изобретатель решил допиться до смерти и переехал в Бардстоун, штат Кентукки, где завещал владельцу таверны 150 акров тамошней земли в обмен на постель, стол и пинту виски в день. Это его не убило, и он завещал еще один участок, удвоив свой рацион виски. В конце концов в 1798 году он доконал себя опиумными пилюлями.
Фитч не был удостоен никаких официальных почестей за свои движимые паром суда вплоть до 1926 года, когда конгресс США выделил 15 ООО долларов на сооружение в Бардстоуне памятника забытому изобретателю. И все же отцом парохода неизменно называют Роберта Фултона.
Цит по кн. Г34 Гениальные изобретатели. /Пер. с англ. С.Гинзбурга. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 144 с.: ил. - (Энциклопедия курьезов и необычных фактов) УДК 00 ББК 72.3 ISBN 5-300-01861-9
А по поводу паровоза и самолёты, надеюсь, поговорим в другой раз.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- Изобретения в которые никто не верил;
- Пароход, который погубил город (о катастрофах морских судов в портах городов);
- ; - .
Жизнь Фитча, родившегося в 1734 году на ферме в Уиндзоре, штат Коннектикут, изобиловала
поворотами. Он был учеником часовщика, вступал в американскую революционную милицию и увольнялся из нее, вел топографические съемки в Кентукки и Огайо, где его захватили в плен индейиы и продали англичанам. В плену Фитч достиг своеобразного пика творческой активности и заработал средства к существованию и определенную известность тем, что вырезал по дереву и гравировал портреты английских офицеров. В коние концов его обменяли, и он стал работать геодезистом.
В 1785 году в Пенсильвании, когда Фитч устало плелся домой из церкви за запряженной лошадью коляской, он задумался о паровых двигателях. "Вот было бы славно, — как кажется, сказал он себе, — если бы у меня была такая коляска, которая не требовала бы расходов на содержание лошади". Когда увлечение самодвижущимся паровым экипажем у Фитча прошло, он переключился на проекты лодки, приводимой в движение паром. В 1786 году с помошью партнера-немца Фитч построил ее прототип, где пар использовался для приведения в движение двух рядов весел, по шесть в каждом, которые располагались по обе стороны судна и соединялись с валами таким образом, что oпускались в воду попеременно, как лопасти весла каноэ.
Фитч едва-едва опередил другого американца, Джеймса Рамси - тот в 1787 году спустил на реку Потомак вблизи Шефердстауна, штат Виргиния, лодку с паровым двигателем. Устроенная проще, чем многовесельная конструкция Фитча, но менее эффективная и более медленная, лодка Рамси использовала нечто вроде водометного движителя. Выданные в 1791 году патенты признавали авторами изобретения Рамси и Фитча, однако описание изобретения относилось к проекту Рамси, а не Фитча.
Фитчу добавляли проблем его плохой характер и необузданный нрав, отталкивавшие от него потенциальных сторонников. Рамси же умел убеждать, был обходителен и невозмутим. Он сумел упросить о щедрой материальной помоши Бенджамина Франклина и других состоятельных лиц и отправился в Англию строить усовершенствованное паровое судно "Колумбийская дева". Однако в конце 1792 года, когда постройка судна близилась к завершению, Рамси заболел и 18 декабря скончался. Когда "Колумбийская дева", наконец, поплыла, развитая ею скорость составила жалкие четыре мили в час.
А в Америке, в Делавере, Фитч в 1790 году ввел в эксплуатацию "Торнтон", который совершал регулярные рейсы, развивая восемь миль в час. К осени того года это судно проплыло около трех тысяч миль и перевезло тысячу пассажиров. Но Фитч добился лишь технического успеха. Его пароход не выдержал экономической конкуренции с дилижансами. Этот провал, гибель в шторме нового судна и осознание факта, что на коротких рейсах пароходам не преуспеть, положили коней все более безнадежным попыткам Фитча.
Несчастный неудачник-изобретатель решил допиться до смерти и переехал в Бардстоун, штат Кентукки, где завещал владельцу таверны 150 акров тамошней земли в обмен на постель, стол и пинту виски в день. Это его не убило, и он завещал еще один участок, удвоив свой рацион виски. В конце концов в 1798 году он доконал себя опиумными пилюлями.
Фитч не был удостоен никаких официальных почестей за свои движимые паром суда вплоть до 1926 года, когда конгресс США выделил 15 ООО долларов на сооружение в Бардстоуне памятника забытому изобретателю. И все же отцом парохода неизменно называют Роберта Фултона.
Цит по кн. Г34 Гениальные изобретатели. /Пер. с англ. С.Гинзбурга. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 144 с.: ил. - (Энциклопедия курьезов и необычных фактов) УДК 00 ББК 72.3 ISBN 5-300-01861-9
А по поводу паровоза и самолёты, надеюсь, поговорим в другой раз.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- Изобретения в которые никто не верил;
- Пароход, который погубил город (о катастрофах морских судов в портах городов);
- ; - .
Комментариев нет:
Отправить комментарий